Взяться за создание джойстиков меня сподвигли 3 обстоятельства : игра Ил-2 ,отсутствие приличных джоев в наших провинциальных магазинах и отсутствие приличных джоев в принципе (за приемлемую цену )
В начале 2002 года меня все чаще стали посещать мысли о том что мой старенький китайский 4х кнопочный джой не совсем соответствует уровню игры Ил-2. И я принялся за творчество…Особую благодарность хочу выразить Виктору Линнику ( =SF=BELLA-RUS ) за весьма ценные консультации начинающему самодельщику. Мой первый джой был оптическим и работал на принципе изменения расстояния между оптопарами. Был сделан примерно за 3 месяца .Технические данные его меня вполне устраивали ,однако…Из-за недоработанности конструкции внутри постоянно отрывались провода. Разбирался он легко (даже случалось в онлайне ремонтировать ) ,но в конце концов мне это надоело. К тому же вида он был не очень привлекательного. Внушительных размеров коробок из стеновых панелей с торчащей посредине ручкой ,напоминающей весьма пикантный орган
И тогда я сделал новый джой , который уже не вызывал неприличных ассоциаций :)
На все ушло 4 месяца. Включая весьма продолжительные перерывы и «стахановский почин « .
Итак ,по порядку :
|
КОРПУС:
Изготовлен из стеклопластика по гипсовой модели. Широко известная технология : из гипса изготавливается модель ,затем по ней делается гипсовая матрица и уже в ней выклеивается собственно корпус . Работа трудоемкая и пыльная .Однако не сравнима с тем когда я в квартире делал пластиковый корпус к прицепу для перевозки виндсерфера !!! (эх…было времечко холостяцкое !!!)
Рукоятка изготовлена аналогично корпусу. Дизайн «по мотивам « джойстика АВ-2 .В корпусе установлено 11 кнопок . В рукоятке установлены еще 7 кнопок + ХАТ ,состоящий еще из 8ми кнопок. Тут надо остановиться поподробнее. Дело в том что джой геймпортовый ,а геймпорт поддерживает только 4 кнопки. Все они находятся на рукоятке ,одна под большим пальцем и 3 под указательным. Все остальные кнопки подключены к клавиатуре. На плате клавиатуры параллельно клавишам к дорожкам припаяны провода и через разъем подключены к джою .Этот разъем хорошо видно на фотографии ,он большой на передней панели джоя. Малый разъем – соединение с педалями. Рядом с большим разъемом расположен выключатель джоя (отключает + ) На станине джоя 2 светодиода. Один загорается при включении джоя , а другой сигнализирует о нажатии на кнопку SHIFT (самая нижняя на станине ) . Кнопки – стандартные отечественные .Немного доработаны : убрана возвратная пружина для облегчения нажатия. Очень надежны. Все электрические цепи корпуса подключаются к плате джоя через разъемы. Корпус полностью снимается в течении минуты.
)
|
РУД:
изготовлен отдельным блоком ,который можно демонтировать целиком. Достаточно лишь открутить 2 болта крепления и винипластовую горизонтальную ручку. Болты крепления блока одновременно являются ограничителями хода рукоятки РУД. Основу конструкции составляет второпластовый стержень с отверстием для оси . К нему крепится блок оптопары . Блок подключается к общей плате джоя через разъем.
. |
РУС:
Начнем с самого интересного – с ХАТа. Состоит из 8ми микрокнопок ,приклеенных по окружности .Изготовил в течении 2х часов ! На первом джое был примерно аналогичный ХАТ – работает безупречно . Только ход шляпки немного большеват. Итак : Из гетинакса выпиливается верхняя плита с приливами для крепления и с отверстием посередине . Затем тоже из гетинакса выпиливается нижняя плита – круглой формы с таким же отверстием .Ну шайба практически. Из детского пневматического пистолета вытаскивается механизм и из него изготавливается тот самый черный цилиндр с отверстием в донышке. Все это хозяйство склеивается автомобильной холодной сваркой как видно из рисунка. Затем в отверстие в цилиндре вставляется резиновая заглушка от какого-то автомобиля с несквозным отверстием посередине. В это отверстие вставляется центральный стержень – стальная проволока диаметром 4 мм с выточенной на наждачном круге канавкой на конце. Канавка нужна для того чтобы стержень случайно не вываливался из заглушки. Все. ХАТ готов. Осталось приделать сверху шляпку из такой же заглушки и можно ставить. Ах да ,отверстия под крепление не забудьте просверлить.
Кнопки ХАТа полностью дублируют кнопки курсоров на дополнительной клавиатуре ,так что эту позицию в Иле не нужно даже настраивать.
. |
Механика:
Металлическая ,на шарикоподшипниках. За исключением РУДа в джойстике нет ни одной трущейся пары ! Сваривалась в гараже бытовым сварочным аппаратом ,поэтому не судите строго J Основа – стальная плита толщиной 5 мм .Ось крена варилась с использованием цельной шпильки ,и затем сваркой вырезалась середина .Та самая которая находилась в середине качалки в которую вставлена трубка РУС . Это делалось для обеспечения соосности оси крена ,однако сие не удалось. Небольшая несоосность появилась ,но она легко компенсируется изгибом шпилек оси крена. После установки резинок никаких помех движениям не наблюдается. Механика каждой оси варилась в сборе. Устанавливались подшипники в посадочные места ,затем все это стягивалось болтом и варилось между собой и к основанию. Сначала ,естественно ,варилась каретка с осью крена ,и потом с ее участием варилась ось тангажа .
|
В джойстике использованы рыболовные резинки. Очень рекомендую !!! Такого хода с пружинами не добиться ! На фотографии видно что несколько из них порваны.Это произошло из-за попаданий капель сварки на проволочную деталь ,служащую для крепления их к РУСу . Неполадка устранена. Центральное положение ручки не ощущается ,но оно весьма точно. Ощущения от использования джоя просто потрясные !
Передний подшипник установлен на съемном кронштейне для удобства разборки и обслуживания. Хотя что можно обслуживать в этом джойстике я еще не придумал Ось тангажа вкручена в трубку РУС на резьбе и зажата гайками внутри каретки. Поскольку ,как видно из фотографии ,эта ось относительно отверстия в трубке должна быть неподвижна.
Болты с надетой трубкой – ограничители хода крена. Специально для этого на каретке приварена пластина. Ограничители хода тангажа отсутствуют ,его ограничивает сами размеры каретки. После выкручивания болта ограничителя ручку можно наклонить в горизонтальное положение. Вообще ,конструкция джоя очень технологична и быстро разбирается .
Эктрическая схема.
А ее ,собственно ,и нет :) .Джойстик подключается к геймпорту .Соответственно устанавливается как 3 оси 4 кнопки. Остальные кнопки подключены к клавиатуре через разъем.
Для подключения джойстика к клавиатуре ее пришлось разобрать и припаять проводки прямо к дорожкам на ней. Прям в месте контакта с пластиковой матрицей клавиатуры. ( кто разбирал – тот поймет ) Работа очень тонкая !!! Аккуратней ! Поверхность дорожек должна оставаться ровной ,иначе клава заглючит ! После пайки обязательно выровнять поверхность надфилем .
В передней части джойстика установлены переменные резисторы для калибровки. Они регулируют напряжение накала светодиодов.
Оптопары использованы от мышки , а вот шторки изготовлены из….оччень чудненьких пластмассовых крючков для одежды ! Максимальная толщина шторок 4 мм. Винипласт ,второпласт или полиэфирную шпатлевку не использовать ! Проверено !
ДОПОЛНЕНИЕ
После более 8ми месяцев эксплуатации джоя выявились следующие недостатки :
Те самые порванные резинки. Но это скорее брак нежели недостаток.
Дрожание. Этот недостаток присущ всем самодельным оптическим джоям.
На страничке боРады описывается способ борьбы с этим ,но я еще не пробовал. Хотя , временами досаждает .
Ломалась кнопка ОГОНЬ .
Но это скорее результат моей азартности :)
|
С уважением Mr. White ( литературный псевдоним RC_Writer )
|
|